Во многом проприорецепция, вестибулярная и тактильная чувствительность оказывают взаимное влияние, и часто нельзя разделить, что вот это воздействие только на один вид чувствительности, а это – на другой. Это все про наше тело. Одни и те же симптомы (например, ходьба на цыпочках) могут свидетельствовать о разных дисфункциях.
Проприорецепция формирует:
- Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);
- Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
- Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).
Если говорить кратко, то проприорецепция обеспечивает схему тела (theory of body), а у детей схема тела – это основа образа «Я» и понимания взаимоотношений между людьми, осознания себя как субъекта этих отношения (theory of mind). Именно поэтому так важно обеспечивать ребенку полное и главное симметричное моторное развитие на первом году жизни, большой опыт физического контакта, телесные игры (это любые игры, задействующие глубокую чувствительность).
Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребенка:
- Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;
- Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
- Задержка моторного развития, особенно в период от 0 до 1 года;
- Проблемы в артикуляции;
- Ходьба на носочках;
- Проблема с ритмом (дизритмия);
- Постоянно что-то разливает, роняет;
- Проблемы с имитацией движений;
- Проблемы с двигательным планированием (плохо ловит мяч);
- Шаркание ногами или слишком сильное топанье;
- Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;
- Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);
- Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;
- Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Один раз ко мне приводили девочку с жалобами, что она может подойти в саду к другому ребенку в группе и пожевать его волосы;
- Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);
- Мастурбация;
- Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды и волос;
- Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).
Для коррекции проприоцептивных нарушений используют такую терапию как двигательная коррекция, сенсорная интеграция, ЛФК, АФК.
Специалисты Центра Sweet Baby Swim помогут понять в чём причина и где нарушение. А после этого подберут необходимый способ воздействия.
ЗАПИСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ/ЗАНЯТИЕ:
SBS Эталон : +7 (999) 928-12-47
SBS Алфавит : +7 (995) 901-84-82
метро Бульвар Дмитрия Донского
г. Москва, ул. Куликовская, д. 12